Как вести себя с аудиторами?
Зачастую при сообщении о начале аудиторской проверки, в бухгалтерии компании зарождается легкая паника, поскольку внимание акцентируется на слове "проверка". Задача главного бухгалтера нейтрализовать панику. Вот несколько советов как правильно себя вести с аудиторами и как наладить с ними комфортное общение.
Противостояние аудиторам вместо сотрудничества может навредить компании
Аудитор ставит своей задачей не сбор отрицательных фактов и накопление компрометирующих материалов на руководство компании, а выявление недочетов и рисков в бухгалтерской и финансовой работе компании, внесение конкретных предложений по их устранению (минимизации) и недопущению в дальнейшем. В этой связи, в интересах главного бухгалтера наладить комфортное общение с аудиторами.
С чего начать и как действовать?
Ознакомьтесь с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Так Вы получите первичное понимание целей аудита и того, в каком направлении аудиторы будут с Вами работать.
Изучите запросы, полученные от аудиторов, и если Вам не ясны мотивы того или иного запроса, не стесняйтесь задать вопрос о причине. Все запросы аудиторов строго регламентированы аудиторскими стандартами и при необходимости Вам укажут на номер стандарта, который легко можно найти в открытом доступе в любой правовой базе.
Подготовьте только те запрашиваемые аудиторами документы, которые у Вас реально имеются и используются в компании. Аудиторы, не зная документооборота клиента, направляют шаблонный запрос. Не стоит восстанавливать документы, которых у Вас в принципе нет, поскольку это может Вас запутать и привести к ошибкам.
Не надо копировать все перечисленные в запросе аудиторов документы. Аудиторы работают зачастую с оригиналами и при необходимости делают с них копии. Копии подшиваются в дело клиента и являются рабочими документами аудитора, подтверждающими выполненный объем работ.
При общении с аудиторами старайтесь сохранять спокойствие и любезность
Договоритесь с аудиторами, чтобы вопросы от них первоначально в режиме "одного окна" попадали к Вам. Это вполне приемлемая для аудиторов система общения. Изучив вопрос, Вы передадите его для подготовки ответа ответственному сотруднику бухгалтерии и затем уже аудитору.
Проинструктируйте своих подчиненных на предмет общения с аудиторами. Ни к чему устраивать "испорченный телефон", и если сотрудник не компетентен в каком-то вопросе, то он должен переадресовать вопрос аудитора Вам.
На поставленные аудиторами вопросы отвечайте четко, при необходимости попросите время на уточнение ответа и подготовку подтверждающих документов.
Не затягивайте выдачу аудиторам ответов на запросы
Поскольку сроки аудиторской проверки сжаты, не приемлемо затягивать выдачу документов и прочих разъяснений по запросам аудиторов более чем на день. Если задержек не избежать, своевременно сообщите об этом аудиторам.